ОСАННА!

До величайшего нашего праздника – Светлого Христова Воскресения – осталась неделя.

Предшествующий Пасхе Христовой праздник – Вход Господень в Иерусалим – чаще всего называется Вербным Воскресеньем. Потому что в этот день мы идем в храм с вербами. Иисуса Христа, торжественно входившего в Иерусалим, встречали пальмовыми ветвями. В Евангелии об этом говорится: «Множество же народа постилали свои одежды по дороге, а другие резали ветви с дерев и постилали по дороге» (Евангелие от Матфея, глава 21, стих 8).

На Руси с глубокой древности как знак победы Христа над смертью наши предки шли в храм с вербами. Вербы упоминаются уже в древнейшем книжном памятнике «Изборник Святослава» 1073 года.

О том, что вербы в наших руках – это знамя победы Христа над смертью, гласит тропарь – главная молитва Вербного Воскресенья. Вот церковнославянский текст этого тропаря.

«Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже. Темже и мы, яко отроцы победы знамения носяще, Тебе Победителю смерти вопием: осанна в вышних, благословен грядый во имя Господне».

В переложении на современный литературный язык тропарь читается так: «Христе Боже! Ты пред Своими страданиями, удостоверяя в общем (всех людей) воскресении мертвых, воскресил Лазаря из мертвых; посему и мы, подобно отрокам, нося знаки победы (над смертию, – то есть ветви), Тебе – Победителю смерти, взываем: “Осанна в вышних! Благословен идущий во имя Господне!”».

Воскресив Лазаря Иисус Христос еще до своего страдания и крестной смерти удостоверил всех людей, что их ждет всеобщее воскрешение!

Если мы посмотрим на икону праздника, то увидим: в центре иконы изображается Сам Иисус Христос на молодом осленке, за ним идут ученики и апостолы, впереди Него – маленькие дети, которые кладут под ноги осла одежды и взбираются на деревья, срывая ветви, а из врат города выходят люди, встречая Христа Спасителя.

Входящего в Иерусалим Иисуса Христа дети встречали восторженным возгласом: «Осанна!». Нам это слово, кажется, знакомо. А что оно означает в Библии?

Это библейское слово осталось без перевода. И означает оно усиленное молитвенное обращение ко Христу Спасителю: «Спаси же!». Обращающиеся ко Христу молили Его о даровании им помощи и спасения. Святитель Иоанн Златоуст в своем торжественном слове на праздник Входа Господня в Иерусалим поясняет: «Осанна в вышних, то есть “спаси Ты, Который в вышних”.

Возглас «осанна» в буквальном смысле встречается в 117-м псалме: «О, Господи, спаси же!» (Пс. 117: 25). Этими словами и последующим стихом псалма – «Благословен грядущий во имя Господне!» (Пс. 117: 26) – во время Входа Господня в Иерусалим встречали Иисуса Христа.

На Литургии мы слышим слова эти же святые слова «Свят, Свят, Свят, Господь Саваоф, исполнь небо и земля славы Твоея: осанна в вышних благословен грядый во имя Господне, осанна в вышних».

Скоро Пасха Христова. Вербное Воскресение вводит нас в Великую – Страстную седмицу, каждый день которой в нашем православном календаре называется великим.

Подобно детям возьмем в руки вербы – символы победы жизни над смертью – распускающиеся и оживающие после смерти зимы весенние ветви растений.